• +7 (812) 318-74-32
  • Новолитовская ул., дом 15Д, оф. 645
  • Понедельник-Пятница 9:00-18:00
Санкт-Петербург

Тенденция сертификации по ISO/TS 16949

По данным Международной организации по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) за 2011 год была выдано более 45 тысяч сертификатов соответствия ISO/TS 16949.

Рисунок 1 – Количество выданных сертификатов ISO/TS 16949 по всему миру

16949цщкдв

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 г. №2539-р утверждена Государственная программа Российской Федерации “РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ”. Стратегической целью данной программы является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы, в частности автомобильной промышленности), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны. Сроки реализации данной программы – 2012-2020 гг.
Подпрограмма №1 «Автомобильная промышленность» включает в себя основные мероприятия по развитию отрасли, основные задачи и меры по реализации стратегии развития отрасли.

Основные мероприятия:

  • Стимулирование развития российских организаций автомобилестроения;
  • Стимулирование обновления парка автотранспортных средств и спроса на новую автомобильную технику;
  • Защита российского автомобильного рынка от автомобилей, не отвечающих требованиям действующих технических регламентов РФ;
  • Поддержание устойчивого спроса на продукцию предприятий российского автомобилестроения;
  • Стимулирование развития российских организаций-производителей подшипников

Основные задачи стратегического развития отрасли до 2020 года:

  • Создание производственных мощностей, позволяющих обеспечить свыше 70% потребностей рынка в легковых автомобилях и до 90% рынка грузовых автомобилей и автобусов;
  • Увеличение до 30% экспорта автомобильной техники и автокомпонентов, в том числе с участием предприятий промышленной сборки;
  • Сокращение вывоза из России капитала от реализации автомобильной техники с 65-70% до 30-35%.

Основные меры по реализации стратегии развития отрасли:

  • Законодательное обеспечение, включая введение дифференцированного транспортного налога, установление предельных сроков эксплуатации автотранспортных средств, исключение расходов НИОКР из налогооблажения, снижение сроков амортизации технологического оборудования и эксплуатации автомобильной техники и др.
  • Создание новых и модернизация действующих производств автомобильных компонентов и материалов;
  • Регулирование тарифов естественных монополий;
  • Расширение производства автомобильной техники с альтернативными источниками энергии и комбинированными силовыми установками;
  • Создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия в рамках Женевского и Глобального соглашений по установлению требований к конструкции колесных транспортных средств.

Таблица 1 – Рынок и производство автомобильной техники, тыс. штук

2012 г. 2020 г.
  продажа/ производство продажа/ производство
Легковые автомобили 2889/1975 (68%) 3800/3150 (83%)
 Легковые автомобили  2889/1975 (68%)  3800/3150 (83%)

Поставленные на 2020 г. цели по производству легковых автомобилей достижимы при повышении производственных мощностей более чем в полтора раза (Таблица 1). Для этого необходимо модернизировать имеющиеся производства и внедрять инновационные технологии. А чтобы обеспечить продажи на запланированном уровне (больше в 1,3 раза, чем сейчас) необходимо выпускать конкурентоспособную продукцию. Для этого предприятия-OEM должны обеспечить высокое качество выпускаемых автомобилей, а следовательно использовать качественные комплектующие, соответствующие установленным требованиям. На данный момент при выборе поставщиков крупные OEM руководствуются наличием сертификата ISO/TS 16949, потому что требования самих организаций во многом совпадают с требованиями технической спецификации. К тому же это позволяет доверительно относиться к поставщикам, избегая аудиторских проверок второй и третьей стороной.

Несмотря на все трудности и проблемы, количество предприятий, подтвердивших соответствие ISO/TS 16949, постепенно увеличивается. По данным Международной организации по стандартизации, в России количество сертификатов на соответствие ISO/TS 16949, выданных ежегодно, растет с каждым годом (Таблица 2). И рост будет продолжаться, благодаря пониманию предприятий в необходимости демонстрировать способность стабильно выпускать качественную продукцию.

Таблица 2 – Количество выданных сертификатов ISO/TS 16949 по странам Европы

16949euro

Исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» И. А. Коровкин на конференции подвел итог своего доклада: «Автопроизводители ясно понимают: время национальных рынков прошло. Уютных ниш больше не будет. В высокотехнологичном производстве существует только один – глобальный – рынок».

Российское автомобилестроение до последнего времени имело некие свои подходы. И в течение последних полутора десятков лет прилагаются усилия, чтобы интегрировать российские предприятия в глобальный рынок. Для того, чтобы успешно конкурировать с зарубежными производителями автокомпонентов, поставщики отечественных предприятий участвуют в программах локализации производства западных компаний.  Создается инфраструктура для развития системы менеджмента качества российских поставщиков автокомпонентов, которая теперь действует в русскоязычном пространстве. Вышли в свет официальные переводы на русский язык основных документов, циркулирующих в мировом автомобилестроении. Создана система обучения на русском языке. И уже можно сказать, что практически завершено создание легитимного пространства для деятельности по развитию менеджмента качества в российском автомобилестроении.