• +7 (812) 318-74-32
  • Новолитовская ул., дом 15Д, оф. 645
  • Понедельник-Пятница 9:00-18:00
Санкт-Петербург

Стандарты ИСО становятся еще актуальнее во Всемирный день авиации и космонавтики

12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики, который посвящен самому первому в истории полету человека в космос. Ровно 55 лет назад гражданин СССР Юрий Гагарин преодолел притяжение Земли на пилотируемом космическом корабле Восток и стал первым человеком, совершившим полноценный орбитальный облет вокруг нашей планеты. 108-минутный полет Гагарина открыл эру пилотируемой космонавтики и стал огромным шагом вперед в деле освоения околоземного пространства.

Впервые Всемирный день авиации и космонавтики был отпразднован уже через 1 год после полета Гагарина. В настоящее время эта памятна дата позволяет привлечь внимание общественности как к былым триумфам науки, так и к специалистам, которые трудятся в космической отрасли сегодня. Помогают этим специалистам в их нелегком труде многочисленные документы, которые публикует и обновляет Международная организация по стандартизации (ИСО). Только за период с начала 2016 года специалисты ИСО опубликовали ряд новых и пересмотрели несколько уже опубликованных ранее добровольных стандартов на основе консенсуса, связанных с космонавтикой. Ниже описаны лишь некоторые из них.

Стандарты ИСО на крепежные системы для ракет

Как известно, корпуса и другие элементы космических ракет подвергаются огромным физическим нагрузкам и воздействию колоссальных температур. Поэтому они должны обладать как можно более высокой усталостной прочностью и жаропрочностью. Чтобы обеспечить необходимые свойства на местах сочленения отдельных элементов космических ракет, инженеры используют специальную цилиндрическую резьбу с увеличенным радиусом, которая называется резьба MJ. Использование этой резьбы регламентируют обновленные недавно стандарты ИСО 10959:2016 “Авиакосмическая промышленность – Резьбы MJ – Проверка по калибру” и ИСО 9154:2016 “Авиакосмическая промышленность – Болты с резьбой MJ, изготовленные из жаропрочного сплава на основе никеля и обладающие классом прочности 1550 мегапаскалей – Техусловия на поставку”.

Предыдущие версии этих документов были опубликованы в 2000 и 1999 гг., соответственно. За их обновление отвечали специалисты подкомитета 4 “Крепежные системы для аэрокосмической промышленности” при техническом комитете 20 “Авиационные и космические аппараты” в составе ИСО.

Стандарты ИСО на гидравлические системы для космических аппаратов

Гидравлические системы вроде насосов и двигателей очень полезны в космосе, поскольку функционируют они за счет разницы давлений, не зависящей от силы притяжения Земли и других небесных тел. Недавно были обновлены два стандарта ИСО на подобные системы. Эти документы называются ИСО 9206:2016 “Авиакосмическая промышленность – Гидравлические поршневые двигатели с постоянным объемом цилиндра – Общие требования” и ИСО 8278:2016 “Авиакосмическая промышленность – Гидравлические насосы с регулируемой производительностью и компенсацией расхода – Общие технические требования”. Они устанавливают общие требования к оборудованию, пригодному для использования в гидравлических системах при давлении до 35 000 кПа (5 000 фунтов на квадратный дюйм).

Использовавшиеся до недавнего времени версии обоих стандартов были опубликованы в 2000 году. Их актуализацией занимались специалисты подкомитета 10 “Гидравлические системы и компоненты для аэрокосмической промышленности” при техническом комитете 20 “Авиационные и космические аппараты” в составе ИСО.

Стандарты ИСО на батареи для космических аппаратов и менеджмент рисков в космосе

Отвечая на запросы предприятий авиакосмической промышленности, Международная организация по стандартизации не только пересматривают опубликованные ранее документы, но и создает абсолютно новые международные добровольные стандарты на основе консенсуса.

В качестве примера можно назвать вновь опубликованный стандарт ИСО 17546:2016 “Космические системы – Литий-ионный аккумулятор для космических аппаратов – Требования к проектированию и проверке”, который определяет минимальные требования к проектированию и проверке литий-ионных аккумуляторных батарей (включая литий-ионные полимерные системы) для космических аппаратов. Документ содержит рекомендации, касающиеся сборки батарей, их утилизации и безопасности.

Подготовкой стандарта ИСО 17546:2016 занимались эксперты подкомитета 14 “Космические системы и их эксплуатация” при техническом комитете 20 “Авиационные и космические аппараты” в составе ИСО. Эти же специалисты недавно доработали еще один важный документ, опубликованный в 2010 году. Речь о стандарте ИСО 27875:2010/Amd.1:2016 “Космические системы – Управления рисками при спуске в атмосферу беспилотных космических аппаратов и ступеней орбитальных ракетоносителей”. Этот документ закладывает основу для оценки, снижения и контроля потенциальных рисков для людей и окружающей среды со стороны возвращающихся из космоса беспилотных космических аппаратов и ступеней орбитальных ракетоносителей. Документ охватывает ситуации контролируемого и неконтролируемого спуска.

 

По материалам: www.novotest.ru